Августовский фуршет
-
Более трех лет работал заместителем рукводителя одной из московских религиозных организаций. (МЦХ, общая численность в СНГ на начало 2000 г. около 15 тыс. человек)Данная организация не раз официально называлась "деструктивной сектой" и ее деятельность была запрещена или ограничена в ряде городов мира. Интересующимися внутренним устройством подобных организаций готов ответить.
-
Цинизма открытого не встречал. На словах и в образе жизни все активно демонстрировали соответствие. Что творилось в головах - одному Богу известно. Попадались люди в лидерстве, которым я чисто интуитивно не доверял, считая их формалистами. Были люди, которым я полностью верил, очеь искренне и убедительно себя вели.
Высший и средний менеджмент в таких организациях, особенно в Америке - под колпаком у служб и на виду у всех почти круглосуточно. Сложно вести двойную жизнь, когда такая обстановка. -
-
- moscowfish
- 19.08.2009 4:11
- ↑
- →
Извини за первые два каверзных вопроса, я не понаслышке знаю про МЦХ. Просто хотелось понять - реальный ты или нет, посмотреть, как ты будешь отвечать. Теперь убедился полностью, прочитав весь тред. Ну, а меня, я думаю, ты узнал, как и я тебя в конце концов :)
-
-
-
- lokyodinson
- 19.08.2009 2:32
- ↑
- →
Какие способы привлечения людей? Какой процент новых прихожан прилекается через "приставнания на улицах"?
-
-
Основной способ, использовавшийся в то время - приглашения на улицах, в метро и иных публичных местах. Этот способ был признан наиболее эффективным, около 80% пришли в МЦХ именно таким путем.
Часть людей приходила по приглашениям друзей, знакомых и родственников. Публичные уличные проповеди проводились, но это скорее была проверка на смелость проповедника, эффекта от таких акций было немного.
Ходили по вузам, по общагам, прямо там проводили "беседы по Библии". Устраивали пикники в парках, приглашали на "спортивное время" (футбол, волейбол), были и специальные мероприятия для привлечения особых групп людей - "Мужской форум", "Женская конференция", "Молодежная служба" и т.д. -
Все секты создаются исключительно по религиозным мотивам. Там этих мотивов - непаханное поле.
Что касается финансовой составляющей. Чистой прибыли как таковой нет, хотя на верхних эшелонах конечно приворовывают. Основная прибыли идёт - от постоянных оборотов. Для их создания не требуется жёстко требовать от приходящих деньги. Вполне хватает и добровольных (реально добровольных) пожертвований. -
Не стоит преувеличивать. Там и без психологической обработки действительно добровольных пожертвований хватает. Основные проблемные вопросы с сектами сейчас несколько в иной плоскости возникают.
Самый интересный момент заключается в том, что по социальной структуре каждая секта напоминает миниатюризированную Россию. Есть свои трудяги, есть свои аферисты, есть своё законодательство. Кто-то чем-то недоволен.
Поверьте, - экстремально вытягивать деньги из людей, как вы намекаете, - как бы так сказать... неактуально и не модно. Да и небезопасно. -
-
- nikita_barsukov
- 17.08.2009 16:46
- ↑
- →
Опишите круг ваших обязанностей как заместителя, если можно. Вы зам по каким вопросам были?
-
-
-
- nikita_barsukov
- 17.08.2009 16:56
- ↑
- →
Сорри - вы уже ответили выше. Что-то вроде зам по кадрам, верно?
Тогда такой вопрос: как вы пришли в секту? -
-
Мы познакомились в первый год моего пребывания в церкви. Через пять лет стали чаще общаться, ходили на свидания. Полюбили друг друга одновременно. Цветы, подарки. Под довольно жестким контролем встречались около года, потом женились, была красивая церемония. Ездили в Париж на медовый месяц. Четыре года сыну уже. Любим друг друга, хотя бывает, как и у всех женатых.
-
1. Наказания для работающих на церковь - предупреждение и увольнение.
Для рядовых членов - сначала личное предупреждение, затем публичное - потом "отрезание" от церкви.
2. Об этом знаю почти все, так как имел доступ к финансовому планированию.
Источник денег - 100% пожертвования членов церкви. Все должны были сдавать десятую часть доходов, как и в большинстве протестантских церквей. Но поощрялось, если люди приносили и больше. Также существовал ежегодный "особенный" сбор на миссионерские нужды.
"Церкви Христа" в России были убыточной организацией, прибыль не фиксировалась. Примерно 40% бюджета дотировалось из Лос-Анджелеса.
Тратились все деньги на зарплату таких, как я. На аренду залов (львиная доля). На проведение организованных акций и мероприятий. Часть уходила на благотворительность.
На моей памяти никто из лидеров не разбогател особо. -
Мотивация проста. простите за примитивизм, так короче.
1. Духовно-личностная. "Будешь настоящей христианкой, попадешь в рай"
2. Социальная. "Видишь как много прекрасных людей. Все верующие. У весх отличные отношения".
3. Психологическая. "Здесь никто тебя не обидит, не причинит боль. Здесь мужчины не разбивают женщинам сердца".
4. Нравственая. "Ты будешь жить правильно, в точности, как Бог от тебя хочет. Будешь уверенна и чиста. Никаких угрызений совести"
Это примитивно, и это не все. А принцы попадались. -
Да, кажется, понял. Более половины прихожан МЦХ утверждали, что верили в Бога на момент их приглашения. А тем, кто не верил, преподавалась отдельная программа "Поиски Бога". Фактически, женщины, изначально ориентированные на высокую нравственность и при этом неверующие, приобретали убеждения, что только путем следования Библии можно быть до конца высокоморальным человеком.
-
Лет пять назад было положено достаточно интенсивно работать с желающими покинуть организацию. Для них создавались специальные группы "духовного возрождения", старались уделять им много внимания. Не секрет, "пасли" у подъездов, пока была надежда, что человек останется. Потом периодически звонили.
Когда уходил я, уже все было более расслабленно там. Повстречался с большими лидерами в день ухода, попрессовали меня легонько. Теперь так, звонят изредка, интересуются. Никаких "палок". -
Интересен такой момент: сектанство обусловленно чем? Например методисты - сектанты? баптисты? отделенные? лютеране? те же свидетели Иеговы - у них в принципе(не знаю их учение хорошо) главный "не христианский" догмат - отделение Иисуса от Бога, т.е. есть Бог и Сын Бога. по сути нет троицы(возможно ошибаюсь, но на этом делается акцент).
Наверное есть какие то еще признаки, определяющие сектанство у свидетелей. Вот хочу узнать какие они были в вашей церкви? -
Секта - довольно нейтральное слово. Его значение можно прочитать в любом словаре. По сути, секта есть ответвление от доминирующего религиозного течения. (Например, протестанты есть сектанты по отношению к католикам, а в свою очередь, адвентисты есть сектанты по отношению к протестантам)
Негативный оттенок это слово приобрело в результате массовой пропаганды РПЦ и телевидения.
В искаженом массовом понимании, секта есть культ, управляемый авторитарно, с наличием сильного давления на членов этого культа.
К "Признакам сектантства" можно отнести крайние проявления преданности организации, беспрекословное подчинение лидерству, жесткий контроль, серьезные социальные и психологические изменения личности.
В той или иной степени, в МЦХ все это было. Спрашивайте подробней, что конкретно интересно -
т.е. негатива в понятие секта вы не вкладываете?
насколько я сужу есть 3 основных христианских течения: православие; протестантизм; католицизм. Протестантизм включает в себя очень много течений - есть доминирующие лютеране, методисты, англиканцы и тп. нельзя ведь назвать сектой методистов по отношению к лютеранам? да и к тому же по количеству членов думаю протестантизм уже впереди католицизма(это про ответвление к доминирующему).
крайние проявления преданности организации, беспрекословное подчинение лидерству, жесткий контроль, серьезные социальные и психологические изменения личности.
то что вы перечислили ответило мне на вопросы. окей. похоже на секту,да. спасибо.
исходя из ответа по первому, значит просто к протестантизму вашу церковь отнести нельзя? -
Негатива в этом понятии, на мой взгляд, нет. Негатив не в терминах. В том, что за ними скрывается.
По Д.Н. Ушакову, секта - религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Под это определение может многое подпасть. В том числе, ранние христиане, являвшиеся сектой для иудеев того времени. И, бесспорно, первые протестантские общины ими и были.
Следует различать просто религиозный термин "секта" и такие понятия, как "тоталитарная секта" или "деструктивный культ".
МЦХ протестанты не признавали "своей" вплоть до 2005-го года, по-моему. После ряда преобразований и изменения доктрины МЦХ в России стала частью Союза христиан веры евангельской. Теперь она относится к протестантизму. -
всегда было интересно: почему песнопения и прочее на таком чудовищном русском языке? и что, неужели не кажется неестественным, когда люди друг друга подзуживают кричать в дословном переводе с американского "Давай, брат, давай; аминь, брат, аминь"? (побывала там, впрочем, в 90-е - возможно, что-нибудь изменилось с тех пор)
-
В харизматической традиции еще не то увидите )).
Но если серьезно, попросту некому было толково и профессионально перевести церковные песни в 90-х, с переводчиками проповедей-то и то трудности были. Этим занялись плотно в 2001-м, по-моему, и сделали довольно неплохо, добавили песни, изначально написанные на русском.
Что касается традиции выкрикивать и активно поддерживать проповедника, это унаследовано у большинства американских церквей. Там это нормально и считается признаком "горячей" и "живой" церкви.
Добавлю, что для многих людей, которые вели себя таким образом, это было естественное поведение, допустимый и "правильный" выход эмоций. -
хорошо, а использовалась ли в МЦХ музыка госпел, как в черных церквях Америки - или исключительно чинный синтезатор все сопровождал?
насчет языка - я думала, только здесь, в Израиле такие кальки с местного, но увидев на каком-то МЦХ или просто евангелическом портале анкету с вопросом "Кто твоя особенная сестра" (типа Who's your special sister) стало совсем смешно ))
где-то даже попадалась статья о специфике русского языка харизматических церквей... спасибо в любом случае! -
Прежде всего, огромное спасибо за опыт, которым вы делитесь. Перечитал все ветки, исключительно интересно.
Скажите, есть ли у вас какие-либо практические советы, методики, посредством которых закостенелого адепта можно хоть немного переформатировать.
"Клиент" следующий. Мужчина 35-ти лет с богатым жизненным опытом. От кладовщика в Запорожье до рабочего в Буэнос-Айресе, где, собственно, он и прожил пять лет до 2000-го.
Достаточно плотно сидит на церкви Сандея Аделаджи (киевские харизматы). Насколько я знаю, раньше был предрасположен к алкоголизму, но сейчас совершенно не пьёт. Что-то вроде замены одной зависимости на другую.
Мой интерес совершенно практический - мы вместе учимся на заочке и во время сессий он насквозь проедает мне голову. Голову, в общем, не жалко, скорее парня. -
Так отвлеченно, конечно, сложно посоветовать. Я постараюсь.
В посещении харизматической церкви я не вижу ничего плохого, если это не приобретает болезненные формы и не становится опасным для психического здоровья человека и для окружающих.
Зависимость достаточно легко перетекает из одной формы в другую и религиозность ( с учетом первого пункта) не самая плохая из них. Бывшие наркоманы и алкоголики в церквях подобного рода обычно имеют очень сильную мотивацию - "Бог радикально изменил мою жизнь", "Бог спас меня от пути смерти", "Без церкви и без веры моя жизнь кончится плохо".
И, возможно, лучше для него будет оставаться там. НО если имеют место опасные проявления религиозности и "парня надо спасать", можно посоветовать следующее:
1.Задавать много вопросов о вере, о церкви, о целях и принципах. Особенно важно для помощи людям эмоциональным, чтобы направить мысли человека в сторону критического анализа собственной веры.
2.Быть корректным, не высмеивать и не оскорблять религиозных чувств, иначе человек может закрыться.
3.Дружить, проводить вместе время. Это особо важно для родственников, друзей и членов семьи. Помните - чем больше с вами, тем меньше с ними. Время, когда вы вместе, должно работать на вас, не превращайте ваше общение в бесконечные споры, сделайте его приятным.
Последнее наиболее важно. Нужно, чтобы в сознании человека исчезла грань между "избранными" и "грешным миром", чтобы он увидел мир вне своей организации цветным. Демонстрируйте в общении лучшие качества, проявляйте терпение и доброту.
Чем мог. ))
3. -
"Бабла много" - это про кого? Моя зарплата была на момент увольнения (2003 год) - около 400$, зарплата моего руководителя что-то вроде 500$. Самый главный московский лидер получал не более 1000$. Правда, немосквичам оплачивали аренду жилья сверху.
Был выделенный бюджет на мероприятия, т.н. "коробка" - до 500$ на лидера в месяц, под строгий отчет.
Представители других конфессий нередко появлялись на наших встречах, были единичные попытки сорвать мероприятие. Охрана всегда работала исправно.
От РПЦ давление ощущали, в основном, маленькие региональные отделения. В Москве особо проблем не было. Ощутимых. -
-
- jurnaljivoy
- 18.08.2009 1:06
- ↑
- →
Расскажите, пожалуйста, какая структура у вашей организации? Есть какие-то круги посвящения или т.п. (как у масонов 33 степени или ступени)? Состоят ли в подобных организациях известные (или просто высокопоставленные) люди? Есть какие-то контакты и взаимодействия между подобными организациями?
-
-
Структура иерархическая, была строгая вертикаль, управляли только лидеры, работающие для церкви (до 2002 г.). С 2002 года начались попытки демократизировать управление, появились советы, избираемые из простых верующих.
Штаб-квартира была в Лос-Анджелесе, лидер МЦХ подчинялся лидеру "Мирового Сектора" (что-то вроде вице-президента), который, в свою очередь, подчинялся главе всего движения Кипу Маккину. В Москве было 100 человек работающих на церковь на 3000 простых прихожан.
Москва была условно поделена на "регионы". Каждый регион собирался в отдельном зале с отдельным проповедником (лидером региона) и его помощниками (вроде меня).
Была специальная программа для новообращаемых - "Первые принципы" - 10 уроков с использованием Библии. После того, как кандидат успешно проходил все занятия, его отправляли на "подсчет стоимости" - своеобразный экзамен, не сколько на знание Библии, сколько на веру в изученное и решимость посвятить себя "ученичеству".
После чего человека крестили (погружали в воду).
Масонства там и близко нет. Никакого государственного лобби. Не тот уровень. Из известных людей - Кристиан Рэй, Сергей Кононенко (борец), еще пара олимпиоников. Известный блоггер Олег Козырев - выходец "оттуда". -
Харизматические или харизматичные?
Будем считать, что второе. Были, конечно. Зал "держали" изумительно, и эмоции доводили до накала с изяществом.
Были и классические рационалы-методологи, но они не лидерами полноценными были, а, скорее, штатными богословами. Вели "библейские школы", обучающие программы различные.
Что касается меня, терзаний было много и терзания были разные. Мысль об эксклюзивности нашего движения и об избранности каждого из нас, безусловно, внушалась. Позже я стал в этой "избранности" сомневаться, что в итоге и увело меня из МЦХ. -
Повтор? Ладно, тогда поподробней об избранности. До нас доносили сентенции такого характера: "Раз ты здесь, раз уж тебе открылась истина, значит, Бог привел тебя сюда и ты избран быть частью этого движения".
Потом я постепенно перешел к пониманию, что ты можешь назвать себя избранным, если получил свыше явный и персональный знак. Такого однозначного откровения у меня не было. Также, косвенно, можно судить о своей избранности "по плодам". Должно происходить что-то необычное, если Бог тебя лично избрал для какой-то миссии.
С этим можно спорить, это частное мнение. Я не хочу никому навязывать свою картину мира, хватило с меня и тех лет, в течение которых я усиленно проповедовал то, от чего после отрекся. -
-
- plain_fact
- 18.08.2009 4:31
- ↑
- →
Ваш уход касается только секты, или вы вовсе отказались от религии?
Если второе, то можно ли назвать процесс отказа от религии духовным ростом? Применимы ли к нему сравнения «отбросить костыли», «снять груз с плеч», «поумнеть», etc? -
-
Нет, от религии я не отказался. Хотя, естественно, был некий период "падения" и апатии.
Вы задали вопрос, однозначного объективного ответа на который существовать не может. Для этого нужно обладать "копирайтом" на истину.
Что касается моего мнения, духовный рост - процесс сугубо персональный и оценивать его можно по приемлемой лично для вас шкале критериев. Мои критерии (некоторые)собственного духовного роста таковы:
-становлюсь ли я более счастливым?
-яснее ли стал для меня смысл моей жизни?
-в моей душе стало больше мира и покоя?
-легче ли мне становится прощать людей и быть снисходительным?
-меньше ли стало обид, гнева и недовольства?
-легче ли мне стало бороться с вредными привычками?
Духовный рост может, на мой взгляд, сопровождаться сменой религии или мировоззрения. Если человек отказался от веры или религии в пользу материалистического мировоззрения, я не могу назвать это духовным ростом. Где тогда духовное, если веры в незримое нет? Скорее, это наступление некоего промежуточного периода перед появлением новых убеждений, перед осознанием новой картины мира. Некоторые в этом "зависшем" положении и остаются. Некоторые находят Бога. -
-
- dreamy_deuce
- 18.08.2009 18:35
- ↑
- →
Скажите, а лидеры подобных организаций как оправдывают себе вербовку новых людей: помочь им духовно расти или все-таки эти люди отдают себе отчет в том, что занимаются неким оболваниванием. Тогда как?
-
-
В разных организациях, наверное, по-разному.
В МЦХ привлечение новых членов являлось основным смыслом и целью существования организации. Ставилась амбициозная задача - "обратить мир в одном поколении". Привлекать как можно больше людей в церковь, "искать и спасать погибающих" - основная цель любого члена МЦХ, независимо от того, лидер он или нет. Проповедовалось, что мы это делаем из любви к ближним, потому что мы не хотим, чтобы те,кто рядом с нами, попали в ад.
Большинство людей, находившихся в лидерстве рядом со мной, утверждали, что их основная цель - спасать людей. Но, поскольку лидерам ставились численные цели по привлечению, имели место подмены ориентиров. Чтобы выполнить план, люди готовы были приглашать людей и обращать их любой ценой. Если группа, возглаваляемая лидером, росла численно, тот лидер получал поощрения со стороны руководства и его карьера продвигалась стремительно. И, наоборот, неуспешный лидер подвергался постоянному давлению и получал указания "разобраться в себе" и "покаяться вместе со своей группой". Поэтому была своеобразная внутренняя конкуренция, и люди, изначально побуждаемые благими мотивами, переориентировались работать на результат ради результата.
Подобное приводило к срывам и разочарованиям, многие лидеры покидали свои посты сами. "Сознательно оболванивающих" я не видел. Все были так или иначе верующими в то, что делали. Но неизбежно становились жертвами системы. Были, безусловно, одиозные личности, но они, как правило, долго в структуре не задерживались. Нечем было им поживиться. -
Меня мучает любопытство, кто вы :)
Ну и несколько вопросов:
Что вас побудило тут поучавтвовать?
В каком регионе вы работали?
Статистика крещений и уходов кем именно ведется? В смысле у кого она накапливается, и хранится ли до сих пор? Был ли у вас лично к ней доступ? Вообще возможно ее как-то посмотреть или у кого-нибудь получить, или она в секрете?
Списки учеников велись исключительно для удобства лидера региона? Составлялся ли общий список церкви? И хранятся ли эти списки? -
А меня - не мучает. Я знаю, кто вы. Тот же "бывший". "Сектор МГУ" - довольно небольшая группа была, я всех помню в лицо. )))
Побудило участвовать желание вынести на свет и открыто обсудить то, о чем довольно неохотно рассказывал все последнее время. Что-то вроде исповеди, пусть и инкогнито.
Также хотелось немного просветить людей, как тех, кто излишне демонизирует подобные организации, так и тех, кто относится к ним с преувеличенным восторгом. Не вам объяснять, что есть и такие люди.
Работал в разных регионах, долго на одном месте не сидел. Конкретики избегу по понятным причинам.
Статистика крещений и уходов ведется каждым работающим на церковь, независимо от размера и степени его ответственности. Отчетность консолидируется на уровне лидеров церкви в данном городе, затем передается еще выше. Сейчас наверняка хранится в администрации МЦХ и статистика, и списки. Я видел и то, и другое. Если вы не член церкви сейчас, вам вряд ли предоставят доступ к этим документам. А любопытному ученику сейчас, в это время, я думаю, покажут.
Списки учеников велись для того, чтобы контролировать численность и рост, а также лично участвовать в проблемных ситуациях. Маловероятно, что списки попадали куда-либо еще. -
Просто я слышал, что общее количество крещенных в МЦХ людей (в Москве только) измерялось десятками тысяч. И мне всегда было интересно сколько же именно. Может вы знаете, хотя бы приблизительно?
PS Слышали, что приезжал Кип и теперь в Москве две церкви Христа? Одна - учеников Христа, вторая - полностью преданных учеников Христа :) -
Знаю, что больше семи тысяч точно. Я вел только оперативную статистику, по году.
Да, я знаю, что Кип отделился и начал новое движение. Следить за этим мне не очень интересно. Я не верю, что новое движение повторит какие-либо успехи старого и избежит его роковых ошибок. Сама система, на мой взгляд, не имеет перспективы и реальной основы. Для меня и то, и другое - теперь просто часть истории.