Февральский фуршет
-
как стать адвокатом // прокурором // судьей?
я имею в виду не вопрос из темы "как стать дизайнером", а другие моменты:
надо иметь высшее юридическое образование + что? опыт работы в следствии? опыт работы помощником? возрастной ценз имеется? и так далее
ну, и по образованию - какой вуз предпочтительнее, красный диплом играет роль? -
-
- marxengels
- 15.02.2009 12:24
- ↑
- →
В судьи обычно идут из секретарей судебного заседания => помощников судей => судьи. Это если говорить о судах общей юрисдикции. С арбитражом, поговаривают, цена вопроса высока, про КС и вовсе молчу. Талант и дикая пробивная способность, а главное - связи. Адвокатом стать не так трудно - высшее юридическое, помощник адвоката, далее сдать квалификационный экзамен и работать. Отвечаю, что могу, где-то возможно допустил неточность, так что коллеги-юристы поправляйте, если что. Просто я подозреваю, к утру тут уже нельзя будет коммент оставить, так как лимит на 10000 есть.
-
-
-
- ruslankarpuk
- 15.02.2009 13:14
- ↑
- →
Могу ответить на некоторые моменты, основываясь на собственном полуторалетнем опыте работы в следствии. Опыт региональный, так что возможно в центре немного другая практика. Чаще всего в судьи/адвокаты идут именно из следствия. Для работы следователем теоретически необходимо иметь высшее юридическое. Почему теоретически — на практике, из-за нехватки кадров, часто закрывают глаза на специальность, указанную в дипломе. Знаю многих следователей, судей, у которых вышка вообще никак не связана с юриспруденцией.
Чтобы стать адвокатом, надо иметь двухлетний юридический стаж, после чего сдать квалификационный экзамен. При этом ещё и должно быть место в адвокатской палате (бесчисленное множество адвокатов не аттестуют).
По части судьи — многое зависит от того, на должность какого судьи претендуете. По части федерального судьи (рассматривать уголовщину) — 5 лет юридического стажа, сложные аттестационные экзамены, наличие вакантного места в соответствующем суде.
Что касается прокурора. Если говорить именно о прокуроре, а не о следователях прокуратуры, то до него обычно дослуживаются, долгое время проработав следователем прокуратуры. Здесь обычно строго требуют высшее юридическое с хорошими оценками.
Видел аттестационные вопросы на адвоката, на мирового судью — всё в пределах того, чему учат в университете на юрфаке, так что при должной подготовке сдать можно. -
-
-
- ruslankarpuk
- 16.02.2009 1:46
- ↑
- →
работать с перспективными делами также не дают. Но если женщина проявляет упорство, грамотно всё делает, умеет гонять оперов — тогда она непременно заслуживает уважение и цениться порой даже больше мужчин-следаков.
Вообще женщинам, если они пришли в отдел кадров УВД, то им настойчиво советуют уйти в дознаватели (мелкие преступления) и особенно в ОДН (отдел дознания несовершеннолетних).
Есть две «системы» живущие бок о бок, но постоянно воюющие: прокуратура и следствие при милиции. Каждая из этих систем живёт прежде всего на показателях, планах. Например начальники следственных подразделений при милиции должны докладывать вышестоящему начальству о том, что количество преступлений на поднадзорной территории снижается, тяжесть преступлений также снижается. Поэтому всегда в процессе работы мы пытаемся «соскочить» на более «мягкую» статью. Например всячески укрываем факты, квалифицирующие преступление как разбой, и квалифицируем его как грабёж. Т.е. в процессе допроса потерпевшего строим беседу так, чтобы из неё следовало, что это грабёж, но никак не разбой. У прокуратуры же основная функция — надзирающая. Соответственно их планы: это сколько они уголовных дел отправили нам «на доп» (на дополнительное расследование), сколько расследований провели по заявлениям об избиении сотрудниками милиции в процессе допроса и т.д. Хотя следователи прокуратуры надзором не занимаются, тем не менее со стороны «милицейских следователей» к ним отношение такое же, как и ко всей прокуратуре в целом. С самого прихода в одну из этих систем, тебя начинают всячески настраивать против противоборствующей стороны, отчего через годик ты тоже начинаешь к ним с презрением относится. Поэтому очень редки случаи, когда отработав в «милицейском следствии», человек уходил работать следователем прокуратуры. И наоборот.
Работа достаточно тяжела в психическом плане. В следствии при милиции больше на психику давит гниль всей системы. В прокуратуре на психику больше давят эмоции потерпевших, подозреваемых. По моему мнению, лучше по приходу в следствие лучше проситься на «дежурного следователя». Работа заключается в том, что ты дежуришь в течение суток и выезжаешь по вызовам на преступления. Следующие сутки отдыхаешь. В некоторых подразделениях все следователи поочередно дежурят, в некоторых подразделениях наоборот выделяют следователей, которые только дежурят, и не расследуют. Я почти год отработал чисто дежурным следователем. Дежурные сутки всегда самые важные в процессе расследования преступления. Ваша задача: быстро установить квалифицирующие факторы, чтобы правильно квалифицировать преступление и возбудить уголовное дело. Здесь же, на дежурстве, вы «притерётесь» с операми, научитесь гонять их, тогда при расследовании уголовных дел они уже будут меньше забивать на ваши поручения и будут даже приходить советоваться. Я бы сказал так, что в следствии при милиции, если преступление не раскрыто в течении дежурных суток, или хотя бы в течение двух-трёх суток, то в 80% случаев оно раскрыто никогда и не будет. Вы, как следователь, наштампуете самых стандартных поручений операм, те, в свою очередь, наштампуют вам таких же шаблонных ответов. Передопросите потерпевшего, свидетелей, а через два месяца дело приостановите. После чего, в один прекрасный день, прокуратура возможно пришлёт его вам на доп, указывая на эту самую шаблонность поручений и ответов.
При расследовании уголовных дел, имеющих судебную перспективу, вы будете весьма сильно выматывать нервы. Мало того, что вам нужно будет проделывать много работы с людьми, так ещё и за огромным множеством тонкостей следить, чтобы не дай бог не поставить где-нибудь правильное время, дату и т.д. Допустили ошибку — получайте ведро помоев на голову от начальства, а порой и от прокуратуры.
От такой работы люди «черствеют», почти никто не избегает такой участи. Большинство начинают пить, даже если раньше не пили. Существует распространённое среди «ментовских следаков» мнение, что работать в таком следствии можно только 2-3 года — будет даже полезно. Если будешь же работать больше — почти гарантированно закончишь в ПНД алкоголиком или невротиком.
Я, как видите, пошёл в точности по этому мнению :) -
-
-
- ruslankarpuk
- 16.02.2009 1:48
- ↑
- →
Упс, начало моего комментария «отрезалось»… Вот начало:
Женщин берут, деваться некуда, нехваток кадров всё-таки. Но и часто случается негативное, я бы сказал «презрительное» отношение начальников следственных подразделений к новым женщинам-следователям. Просто количество преступлений неуклонно растёт, а количество кадров наоборот не уменьшается (кстати, в следственном управлении города, в котором я работал, штатное расписание не менялось с 1985 года, хотя количество преступлений выросло в десятки раз), а тут женщина (особенно если незамужняя, молодая), соответственно может внезапно уйти в декрет — кому тогда перекидывать дела, которые она расследовала?
Ну и плюс недоверие к способностям. К новой женщине-следаку всегда относятся настороженно, уголовные дела по тяжким преступлениям не дают, -
-
-
- ruslankarpuk
- 16.02.2009 4:11
- ↑
- →
Если брать карьерную перспективу, то, пожалуй, в прокуратуру. Но психически работа там сложнее, как я уже говорил. Если мы, «милицейские следаки», имеем дело преимущественно со всякой гопотой да воришками, то в прокуратуре приходиться иметь дело с насильниками, убийцами и маньяками. Более тяжкие преступления расследуют только в ФСБ. Соответственно и на допросах вы будете постоянно видеть слёзы, крики. Придёться в процессе допросов задавать весьма неприятные вопросы. Особенно при изнасиловании. Мало кто из потерпевших по изнасилованию хочет заново всё переживать, но вам придётся задавать вопросы навроде: «Как долго длился половой акт? Как насильник заканчивал? Удалось ли ему ввести половой член внутрь или нет?». Сами понимаете какая реакция будет у потерпевшей. По части расследования убийств и прочих преступлений с смертельным исходом, согласно УПК следователь обязан присутствовать на вскрытии тела, но в реале такая практика практически отсутствует.
Преимущества «милицейского следствия»: относительно более спокойная и лёгкая работа (исключительно по части самого процесса расследования; по части отношений с начальством тут полный финиш); охват большого количества статей уголовного кодекса (постоянно расследовать одни и те же преступления тоже надоедает, можно сказать, что глаз мылиться); более глубокое проникновение в общественную жизнь (у нас, например, город не такой большой, так что мы всегда были в курсе происходящих событий города, бывшие свидетели, потерпевшие порой помогали по тому или иному аспекту своей профессиональной деятельности).
Я бы на вашем месте пошёл в прокуратуру (особенно учитывая, что вы из Москвы). Но представляю с каким зверствами сталкиваются московские следователи прокуратур…
Боитесь за психику — идите в ту же прокуратуру, но помощником прокурора. Будет проверять качество расследование уголовных дел, надзирать за милицейскими следователями, при необходимости выезжать с проверками в отделения милиции. -