Сентябрьский фуршет
-
На ООС или на ОС? :))
ООС - охрана окружающей среды... ОС - окружающая среда.
На самом деле, существующее законодательство и позиция государства (на всякий случая, забегая вперед, отмечу, что подходы к природоохранному законодательству были сформированы при Ельцине, так что Путин тут ни при чем), оказывает скорее отрицательный эффект на ООС.
Российское природоохранное законодательство рассчитано на пополнение государственного бюджета, а не на сохранение благоприятной ОС. Эффективность работы надзорных органов оценивается в размере поступлений в бюджет в виде платежей и штрафов. Размер платежей, в свою очередь, напрямую зависят от уровня негативного воздействия (т.е. массы выбросов, сбросов, размещаемых отходов). Чем выше негативное воздействие, тем выше платежи. Тем эффективнее работают природоохранные государственные органы, да. Такая вот диллема.
Более того, ответственность за все меры по снижению воздействия возложена на предприятия. Эти меры стоят денег. Эти деньги предприятия отдают государству в виде платежей. Этих денег не хватает на осуществление мер по снижению воздействия. Кроме предприятий этих мер осуществлять некому. Потому эти меры не осуществляются никем. Точнее не то, чтобы вообще не осуществляются. Предприятия что-то делают, но этого явно мало, для того, чтобы кардинально изменить ситуацию.
Сейчас готовятся изменение основополагающих базисов российского природоохранного законодательства (если не ошибаюсь, рассмотрение в первом чтении законопроекта назначено на 7 октября). Что из этого выйдет - время покажет. Исходя из того, что я читал - вряд ли что-то хорошее. -
А... Ну да, это тоже излюбленное упражнение... Разработка документации.. За которую надо заплатить хорошим людям, причем желательно тем, на которых покажет согласующий госорган...
Вообще как раз идея (я говорю об идее) разработки материалов "экологического" обоснования деятельности (ОВОС и прочие аналогичные документы и процедуры) - сама по себе благая, в отличии от идеи "платности природопользования". Более того, у товарищей буржуев, чей опыт формирования природоохранного законодательства мы в 90-х "творчески переосмысливали" (сейчас собираемся переосмысливать заново), это процедура, лежащая по сути в основе всей природоохранной деятельности. Ты обосновал свой уровень воздействия на ОС, довел до всех заинтересованных сторон, государство и жители (что немаловажно) сочли его приемлимым для себя, тебе разрешили деятельность, тебя контролируют, чтобы ты не вышел за рамки того, что ты обосновал на этапе ОВОС. У нас же, ОВОС к реальной деятельности отношение имеет лишь теоретическое, являясь лишь первой в долгом перечне бумажек, которые необходимо получить (заплатив за это деньги). Т.е. по сути у нас вроде как и у буржуев ОВОС есть, но смысл - разве что не прямо противоположный.
Собственно и принцип "загрязнитель платит", по которому живут буржуи, подвергнувшись творческому переосмыслению в 1992 году, у нас превратился в принцип "плати и загрязняй". Если у буржуев он значит, что загрязнить должен за свой счет устранить последствия загрязнения (ну или принять меры, чтобы его не допустить, что, обычно дешевле), то у нас были установлены ставки платы за выбросы и сбросы (рублей за тонну) и начали со всех тупо брать деньги. Ээээхххх...